Основные результаты и перспективы деятельности органов местного самоуправленияЛюбимского муниципального районапо решению вопросов местного значения и социально-экономическому развитию
Любимский муниципальный район занимает площадь 1966,60 кв. км. Район граничит с Даниловским и Первомайским муниципальными районами, Костромской и Вологодской областью.
Численность населения Любимского муниципального района по состоянию на 01.01.2013г. ориентировочно 11449 чел.
Структуру экономики района образует 197 (ед.) организации, из них 11,2 % – обрабатывающие производства; 22,9 % – сельскохозяйственные предприятия; 10,7 % – организации оптовой и розничной торговли, ремонт а\т средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 13,0 % - образование; 11,7% - предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг; 9,1%, государственное управление и обеспечение военной безопасности и социальное страхование; 6,6 % - операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг и прочие.
1. Цели, задачи, этапы и ход реализации мероприятий программы социально-экономического развития муниципального образования на среднесрочную перспективу.
Целью социально-экономического развития района является повышение уровня и качества жизни населения района. Основными задачами на 2012 год являлось дальнейшее развитие экономики района, в первую очередь, сельского хозяйства и улучшения материально-технической базы системы образования.
Производство молока в 2012 году составило 16,9 тыс.тонн. Надой на одну корову в сельскохозяйственных организациях в 2012 году составил 5381 килограмма против 4969 килограммов в 2011 году, + 412 кг. Произведено скота в живом весе на убой 663,8 тонн, меньше 2011 года на 10%. В 2012 году увеличилась реализация сельхозорганизациями скота и птицы на убой (в живом весе) на 12,%, продажа молока увеличилась на 1,2%.
Посевная площадь под урожай 2013 года во всех категориях хозяйств составила 14479 га – 105% к 2012 году, в том числе зерновых культур 3970 га – 117%, кормовых культур 10589 га –101%. Валовой сбор зерна в сельхозпредприятиях района составил 97% от уровня прошлого года.
Среднерайонная урожайность зерна составила 82,0 % к 2011 году.
Валовый сбор картофеля в 2012 году составил 4,2 тыс.тонн, 109.3 % к 2011 году. Урожайность картофеля составила 142 цн с 1 га убранной площади.
ЗАО «Красный Октябрь» производит 65 % от общего производства молока в районе и 7,6 % от общего производства молока в области.
В 2012 году оборот организаций района составил 867.3 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2011 г. на 8.6 процента.
Прибыль по итогам 2012 года в размере 20238 тыс. рублей получили 86% организаций муниципального района.
Объем работ по виду деятельности «строительство» в 2012 году составил 54724 тыс.рублей, в 2,3 раза больше (в сопоставимой оценке) чем в 2011 г.
Из числа введенных в действие зданий в 2012 году здания жилого назначения составляют 95%. Общая площадь введенного жилья составила 5748 кв.м., или 144% к уровню 2011г. Площадь введенных индивидуальных жилых домов составила 4076 кв. метров – в 2.9 раза больше, чем в 2011 году. В 2012 г. организациями всех форм собственности, также населением за счет собственных и заемных средств построено 75 квартир.
Открыто 17 магазинов, торговой площадью 763 кв.м.
Практически закончено строительство газопровода и разводящих сетей в д. Шарна, п. Соколиный.
Большой объем ремонтных работ выполнен Управлением Образования – освоено 7,475млн.рублей, произведен ремонт кровли и окон детских дошкольных учреждений, устройство ограждения школы, ремонт водопровода и канализации Воскресенской и Закобякинской школ. Ремонт окон в ДДУ был произведен в рамках реализации программы энергосбережения на территории района.
Продолжают работу 2 предприятия (инвесторы): фабрика детской обуви, фабрика по производству мужской и женской обуви. Построен и открылся новый магазин – «Магнит», открылась салон-парикмахерская. Открыты и действуют предприятия по производству древесного угля и производству брикетов. Продолжается благоустройство городского сквера и парка. Производится замена светильников на энергосберегающие в городе Любиме.
К концу 2012 года на учете в центре занятости населения стояло 268 человек, из них статус безработного имели 264 человека. Благодаря организации общественных работ и других программных мероприятий уровень регистрируемой безработицы составил 3,73 процентов.
В ноябре 2012 года была принята муниципальная программа социального и экономического развития Любимского муниципального района на среднесрочный период (2013-2015 годы). Основной целью является создание благоприятных условий для функционирования и развития хозяйствующих субъектов, повышения уровня и качества жизни населения. Цели Программы - существенное улучшение социального положения сельских жителей, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.
Основная проблема района – нехватка квалифицированной рабочей силы. Происходит отток перспективной молодежи в областной центр. Выпускники школ вынуждены уезжать из района для поступления в средние и высшие учебные заведения и не возвращаются обратно. В первую очередь это вызвано отсутствием благоустроенного жилья и высокооплачиваемых рабочих мест. Соответственно для решения этой проблемы необходимо, чтобы Любимский район стал местом, где было бы комфортно жить и работать.
Чтобы добиться поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· Дальнейшее развитие экономики района;
· Увеличение рабочих мест и улучшение условий труда;
· Создание условий для роста благосостояния населения;
· Решение вопросов жизнеобеспечения населения;
· Повышение уровня социальной защищенности населения;
· Обеспечение доступности и качества услуг сферы образования, здравоохранения, культуры, создание условий для развития творческих способностей жителей района.
2. Ход реализации мероприятий по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Одной из важнейших составляющих муниципальной службы является работа с населением.
Местная власть все более активно вступает в диалог с населением. С каждым годом этот разговор приобретает все более системный и целенаправленный характер. Спектр вопросов и проблем, затрагиваемых СМИ, максимально приближен к людям, их интересам и интересам территории.
За 12 месяцев 2012 года всего 536 обращений граждан, из них число письменных обращений, поступивших в Администрацию Любимского муниципального района составило 449, за тот же период 2011 года поступило 322.
Наиболее острыми являются вопросы земельного законодательства – 70%, финансы (материальная помощь) – 13%, торговля(защита прав потребителей) – 7%, жилищные вопросы – 5%.
В течение 2012 года на личном приеме у Главы Любимского муниципального района 48 человек и его заместителей принято 39 человека (в 2011 году – 42 человека).
Основными вопросами обращения граждан на личном приеме являются вопросы обеспечения жильем – 54% , оказание материальной помощи – 13%.
90 % личных обращений граждан были удовлетворены.
85% от общего количества обращений граждан удовлетворены.
На территории района реализуются программы переселения граждан из аварийного жилфонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов. В связи с этим, в своих обращениях граждане изъявляют желание участия в данных программах, просят разъяснить условия их реализации, а иногда принять меры по устранению каких-либо недостатков, например, при проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
Главным финансовым инструментом для достижения стабильности социально-экономического развития района и показателей эффективности, безусловно, служит бюджет. Основная работа Администрации Любимского муниципального района была направлена на поиск резервов пополнения бюджета, эффективное расходование бюджетных средств и усиление контроля за их использованием.
За 2012 год в бюджет района на выполнение возложенных на местное самоуправление расходных обязательств поступило 517,6 млн. руб. ( в т.ч. собственные доходы), а за аналогичный период 2011 года -415,0млн.рублей.
Фактическое поступление собственных доходов бюджета Любимского муниципального района составило 40,3 млн. руб., и план по ним выполнен на 115,3 %.
В течение 2012 года в Любимском муниципальном районе осуществлялись мероприятия по реализации 25-ти муниципальных целевых программ (в том числе 16 долгосрочных целевых программ) с плановым объемом финансирования из бюджета муниципального района 14128,2 тыс.руб.(без учета ведомственных программ). Фактический объем финансирования программ (без учета ведомственных программ) за 2012 год из бюджета составил 15413,3 тыс. руб. или 109,1% от плана. Объем финансирования всего с учетом ведомственных программ в 2012 году составляет 82673,3 тыс.рублей.
В течение 2012 года за счет гранта по реализации программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Любимского муниципального района Ярославской области» на развитие и укрепление материально-технической базы учреждений и поселений района было израсходовано 3647 тыс.рублей– было приобретено компьютерное оборудование и программное обеспечение. В рамках реализации мероприятий этой же программы перечислены денежные средства на получение второго высшего образования 10 сотрудников.
В администрациях района и поселений ощущается нехватка кадров, в первую очередь квалифицированных юристов и программистов. Из-за этого возникает напряженность в работе соответствующих специалистов.
В администрации Любимского муниципального района принята нормативно-правовая база по доступу населения к информации о деятельности органов местного самоуправления. Действует официальный сайт. Деятельность администрации МР освещается в официальном печатном издании газета «Наш край», в приложении к которой «Любимский вестник» опубликовываются НПА администрации. В рамках реализации 83-ФЗ создан Сводный перечень муниципальных услуг, разработаны и утверждены базовые требования к качеству предоставления муниципальных услуг. В рамках реализации 210-ФЗ принят перечень муниципальных услуг, оказываемых ОМСУ и приняты регламенты оказания муниципальных услуг.
Сформирована правовая база «О противодействии коррупции». На официальном сайте открыта страница «Антикоррупционные мероприятия». Функционирует телефон доверия. Проводится анти коррупционная экспертиза всех НПА администрации МР.
3. Анализ сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей (полученных на основании SWOT-анализа) социально-экономического положения муниципального образования.
Сильные стороны (факторы успеха)
1. Крупнейший в области Лесокомбинат
2. Высокий уровень преподавания в средних школах
3. Динамично развивающееся сельское хозяйство
4. Активное участие в региональных программах
5. Высокие темпы жилищного строительства
|
Слабые стороны (проблемы)
1. Малочисленность населения района
2. Низкие доходы бюджета
3. Отсутствие ВУЗов, ССУЗов
4. Удаленность от основных транспортных потоков
5. Высокая степень износа инженерных сетей
6. Отсутствие высококвалифицированных кадров
7. Отсутствие в районе подразделений федеральных служб (МРИ ФНС, СЭС, РОВД, и т.д.)
8. Дефицит бытовых услуг на селе
9. Дефицит туристической инфраструктуры
|
Возможности
1. Наличие свободных земельных участков с сетями для размещения производств
2. Наличие земельных ресурсов для развития сельского хозяйства
3. Наличие лесного фонда
4. Наличие месторождений кирпичных глин высокого качества
5. Наличие природных условий для развития экологического туризма
|
Риски (угрозы)
1. Уменьшение численности населения и его «старение»
2. Усложнение и удорожание процедур лицензирования и сертификации продукции и услуг
3. В районе действует только 1 АЗС, нет аварийных запасов топлива
4. Увеличение платежей в социальные фонды, возврат к «черным» заработным платам
5. Угроза свертывания сельскохозяйственного производства и лесозаготовок лесокомбинатом
|
4. Анализ сильных и слабых сторон, рисков (угроз) и возможностей (полученных на основании SWOT-анализа) деятельности органов местного самоуправления муниципального образования.
Сильные стороны (факторы успеха)
1. Наличие команды единомышленников
2. Высокая оперативность решения вопросов
3. Доступность всех уровней управления
4. Повышение квалификации муниципальных служащих
5. Оптимизация расходов на содержание работников АЛМР
6. Обеспечение антикоррупционности административных процедур, исключения возможности возникновения коррупционных факторов и повышение открытости деятельности органов местного самоуправления ЛМР
|
Слабые стороны (проблемы)
1. Низкие доходы бюджета
2. Нехватка высококвалифицированных кадров
3. Увеличение объема работы служащих, не влияющих на конечный результат
|
Возможности
1. Координация деятельности структурных подразделений администрации, организаций и предприятий района
2. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов
местного самоуправления.
|
Риски (угрозы)
1. Сложность решения проблем, связанных с деятельностью федеральных служб
|
5. Перечень мероприятий, реализуемых и (или) планируемых к реализации для достижения значений показателей, запланированных на трехлетний период.
Наименование показателя или раздела (подраздела)
|
Наименование мероприятия реализуемого и (или)
планируемого к реализации для достижения значений показателя
|
Срок исполнения мероприятия
|
Исполнители
|
Объем и источники финансирования, тыс. руб.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Система программных мероприятий
|
Газификация котельной клуба и д/с в Ермакове.
|
2012
|
АЛМР
|
6000 – ОБ, МБ
|
|
Строительство газопровода Любим-Рузбугино
|
2014-2015
|
АЛМР
|
170000 - ВБИ
|
|
Капитальный ремонт ДОУ
|
2012
|
АЛМР
|
6000 - МБ
|
|
Капитальный ремонт объектов культуры
|
2013- 2014
|
АЛМР
|
4000 - МБ
|
|
Строительство объектов спорта (плоскостных сооружений)
|
2013 - 2014
|
АЛМР
|
1200- МБ
4800- ОБ
|
|
Строительство селекционно-генетического центра в Любимском МР, в т.ч.:
|
2014 - 2015
|
ЗАО Красный Октябрь
|
420000 -ВБИ
|
|
Строительство селекционного коровника на 300 молочных коров – доноров и 400 голов телок-доноров с лабораторией по трансплантации эмбрионов
Строительство комплекса для выращивания ремонтного молодняка на 2000 скотомест
Поставка телок (или нетелей) в количестве 1000 голов
|
2014-2015
2014-2015
2014 (далее ежегодно)
|
|
250000
90000
80000
|
|
Строительство комбикормового цеха производительностью 10 тн/час с хранилищем для зерна на 6 тыс.тонн в Любимском МР
|
2014
|
ЗАО Красный Октябрь
|
50000 -ВБИ
|
|
Строительство цеха по переработке биоотходов в Любимском МР
|
2015
|
ЗАО Красный Октябрь
|
6000
|
|
Газификация п. Соколиный, дд. Шарна и Починок
|
2013
|
АЛМР
|
22000 ВБИ
|
|
Завершение строительства жилого дома на 45 квартир
|
2012
|
ООО ДСК
|
|
|
Завершение строительства жилого дома на 30 квартир
|
2012
|
ООО ДСК
|
70 000 - ВБИ
|
|
Строительство 3-х 16-тиквартирных жилых домов в г.Любиме
|
2013
|
ООО «Северснаб»
|
ВБИ
|
|
Строительство жилья для специалистов в д.Ермаково
|
2014-2015
|
ЗАО Красный Октябрь
|
15000 ВБИ
|
|
Перевод на индивидуальное газовое отопление жилья и объектов соцсферы п. Отрадный
|
2013 – 2014
|
АЛМР
|
38000 ОБ, МБ
|
|
Строительство 1 животноводческого комплекса в Закобякинской зоне
|
2014
|
СХП «Вощажниково»
|
2200000 -ВБИ
|
|
Завершена реконструкция поликлиники Любимской ЦРБ
|
2012
|
АЛМР
|
29000 ОБ
|
|
Строительство гидроэлектростанции на р.Обнора
|
2014- 2016
|
АЛМР
|
300000 ВБИ
|
|
Строительство школы-детского сада в д.Вахромейка
|
2013
|
АЛМР
|
120 ОБ
|
|
Строительство детского сада в г.Любиме на 140 мест
|
2014-2015
|
АЛМР
|
200 - ОБ
|
|
Подготовка площадки (коммуникации) под малоэтажное строительство в г.Любиме:
Освоение ул.Красноармейская 14 ж.д.
Освоение земель в районе ул.Даниловская – Первомайская
Освоение ул.Вологодской (продолжение)
Освоение земли напротив ул.Обнорская
|
2012-2015
2012-2013
2013-2014
2013-2014
2014-2015
|
АЛМР
АЛМР
АЛМР
АЛМР
АЛМР
|
|
|
Строительство жилья для специалистов в д.Вахромейка
|
2012-2013
|
ООО «Агробизнес»
|
15000 ВБИ
|
|
Капитальный ремонт автодорог местного значения
|
2012
|
ГУП «Автодор»
|
56000 ОБ и МБ
|
|
Капитальный ремонт автодорог местного значения
|
2013
|
|
48898 – ОБ
1406 - МБ
|
|
Поставка 1000 голов нетелей для формирования молочного комплекса «Фондяково» на территории Любимского МР
|
2011
|
ЗАО «Красный Октябрь»
|
100000 ВБИ
|
|
Поставка техники для заготовки и приготовления кормов в Любимском МР
|
2012
|
ЗАО «Красный Октябрь»
|
70000 ВБИ
|
|
Строительство автоматической линии для разделки хлыстов
|
2014-2015
|
ОАО «Лесокомбинат»
|
ВБИ
|
|
Обновление технического парка
|
2014-2015
|
ОАО «Лесокомбинат»
|
ВБИ
|
|
Открытие после реконструкции КЦСОН
|
2012
|
|
ОБ
|
|
Открытие нового детского сада на 60 мест в школе г.Любим
|
2012
|
|
ОБ
МБ
|
|
Строительство жилых домов для детей – сирот (8 квартир – 2012 год)
(8 квартир – 2013 год)
|
2012-2013
|
|
ОБ
|
6. В Любимском муниципальном районе отсутствуют противоречия между органами местного самоуправления района и поселений. Полномочия по решению вопросов местного значения распределялись после взвешенного и всестороннего обсуждения возможностей района и поселений.
|